ДК1 - датчик кислорода 1, стоит в выпускном коллекторе ДО катализатора. По его данным ЭБУ корректирует смесь на обогащение или на обеднение, согласно заложенной программе.
ДК2 - датчик кислорода 2, стоит в выпускном коллекторе ПОСЛЕ катализатора. По нему проверяется эффективность работы катализатора. Данные с ДК2 учитываются при приготовлении смеси.
zuk73 писал(а):Как это проявляется на деле?
Чек загорается.
У ДК1 есть опорное напряжение равное 0.45 вольт (в реалии 0,4... 0,5 В). Данному напряжению соответствует коэффициент АЛЬФА в прошивке ЭБУ. Как правило АЛЬФА = 1, что соответствует стехиометрии (14.7 частей воздуха и 1 часть безина), но может и быть и 1.1 и 0.9 в зависимости от режимов работы ДВС, прихоти экологов или задумок калибровщика.
Важно: опорное напряжение 0.45 вольт на ДК1 = АЛЬФА в прошивке.
Т.е если ДК1 понюхал и показал 0.45 вольт, то счиается, что смесь была идеальная. Если выше, то смесь богатая, если ниже, то смесь бедная. Дальше начинается коррекция по времени впрыска.
При включении зажигания, на сигнальном выводе ДК2 то же появляется опорное напряжение 0.45 вольт. После запуска, по мере прогрева катализатора, напряжение начинает расти до показателей 0,6 вольт. По мере прогрева напряжение ползёт вверх до 0,75 - 0.8 вольт. Что косвенно и является показателем исправного катализатора.
Сгорание бензина и газа кардинально отличаются по выхлопу и думаю понятно в какую сторону будет корректировать смесь ЭБУ при работе на газу, если его не обманывать.
Топливные коррекции.
В любой диагностической программе (даже в Torque) есть такой параметр как "Долговременная топливная коррекция", которая как раз и отображает отклонение от коэффициента АЛЬФА. Выражается она в процентах. Если в плюс, то есть не учтённый воздух, если в минус, то воздуха не хватае. Эта коррекция записывается в память ЭБУ и не стирается при обесточивании. Сброс долговременной коррекции возможен только принудительно, при сбросе адаптаций.
"Кратковременная топливная коррекция" это тоже что долговременная, но с той лишь разницей, что данная коррекция работает только на прогретом двигателя и обнуляется при выключении зажигания. Пуск двигателя начинается именно с учётом Долговременной коррекции, пока не включено Лямба-регулирование.
Так вот сумма Долговременной и Кратковременной коррекции показывает реальную картину. Но замеры нужно производить при прогретом двигателе, т.к Лямбда регулирование включается после достижения ТОЖ 70 градусов, о чём в мозгах скажет некий параметр как Closed loop или Open loop (Лямба-регулирование.).
Режим "Open Loop" ( без обратной связи по датчику кислорода), как правило не прогретый двигатель, Лямба-регулирование выключено.
Режим "Closed Loop" (с обратной связью по датчику кислорода) - это основной режим управления для двигателя, Лямба-регулировани включено.